Авторы: Осипова Н.Е., Безродных И.Ф.
Аннотация:
Использование
мобильных приложений дает нам больше возможностей для организации самостоятельной
деятельности учащихся, позволяет ребёнку находить источники информации,
воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний,
развивает дисциплину интеллектуальной деятельности что, несомненно, приводит к
повышению эффективности обучения, чтобы оценить преимущества вэб-сервисов,
хотелось бы привести несколько примеров из опыта работы.
Мобильное образовательное приложение с возможностью создания образовательного
сообщества, такое как Edmodo, позволяет выстраивать быструю и качественную коммуникацию между
учителями, учениками. Обратная связь с учениками позволяет преподавателям
отслеживать статистику успеваемости индивидуально по каждому учащемуся. Кроме
того, с помощью мобильного приложения преподаватель организует и непрерывность
обучения.
На основе практического опыта мы выделили следующие
преимущества данного приложения, по сравнение с другими социальными сетями,
такими как Вконтакте
и Facebook:
·
нет внешней
рекламы;
·
регистрация
предельно упрощена;
·
сообщество существенно
педагогическое;
·
доступность
из любого места в любое время.
При регистрации в этом сообществе не требуют номера
мобильных телефонов. В анкетах не просят указывать дни рождения, точные
фамилию, имя отчество и прочую идентифицирующую информацию. Пользователи
делятся всего на три группы: учителя, учащиеся, родители. Соответственно,
группирующееся в настоящее время вокруг Edmodo сообщество носит только
образовательную направленность.
Организация образовательного процесс на Эдмодо,
позволяет:
·
создавать классы и учебные группы;
·
размещать задания различного характера;
·
загружать файлы разного формата и ссылки;
·
создавать библиотеку;
·
публиковать сообщения на стене (общие для всех) или рассылать персональные
сообщения;
·
проводить опросы;
·
создавать и размещать контрольные тесты, викторины;
·
создавать календарь мероприятий/событий;
·
встраивать ссылки, видео, изображения, аудио в свои сообщения на стене и в
задания;
·
отслеживать результаты выполнения учениками тестов, заданий.
Сегодня мобильные технологии можно
считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно
новому содержанию обучения и развития личности обучающихся, стимулируя тем
самым инновационные аспекты деятельности учителей.
В век динамичных изменений главным
становится умение учиться самостоятельно, следующий вэб- сервис, который
несомненно отвечает этим целям: Edpuzzle. С помощью этого сервиса
за считанные минуты любое видео с популярных видеохостингов, будь то YouTube
или Vimeo, превращается в настоящий видеоурок с упражнениями, викторинами и
дополнительными вопросами. При
просмотре видео будет останавливаться в нужном месте, ученик должен будет
ответить на вопрос, перемотать вперед он не сможет.
Ещё один сервис, который
открывает возможности для индивидуализации обучения – это сервис Wizer.me. Этот
сервис позволяет создавать интерактивные рабочие листы для использования в
дистанционном обучении, для выполнения домашних работ, для работы в классе и на
интерактивной доске. Данный сервис также можно использовать в популярной сейчас
модели перевернутого обучения, когда учащимся предлагается ознакомиться с
материалом, который предстоит изучить на следующем уроке. Учащиеся имеют
возможность просмотреть видео, подобранное учителем, столько раз, сколько
необходимо, или прочитать конспект урока и ответить на вопросы по теме, прежде
чем она будет представлена
учителем и учащимся будут предложены задания или тесты, проверяющие понимание и
способность оперировать полученными знаниями. Сервис прост в работе и обладает
достаточно обширным набором функций. Зарегистрироваться можно с использованием
адреса электронной почты, а также с использованием аккаунта Microsoft, Google+
или Edmodo.
Интерактивный
рабочий лист представляет собой веб-страницу, на которой можно разместить
учебный материал и задания для учащихся. Учитель имеет возможность использовать
гиперссылку на другой ресурс, картинку, текст, видео или презентации,
размещенные в интернете, по которым учащиеся отвечают на вопросы и выполняют
задания. Вопросы, как и ответы могут быть текстовыми, а могут быть в виде
аудиофайлов. Практически для всех заданий можно создать ответы для
автоматической проверки. После выполнения учащимися заданий, учитель имеет
возможность просмотреть лист ответов, добавить комментарии, отправить задание
на повторное выполнение, открыв доступ, а также сообщить учащемуся код, по
которому он может просмотреть как он выполнил задание и какие ошибки допустил.
Преимуществом
этого сайта является то, что интерактивные листы можно создавать
самостоятельно, а можно использовать уже готовые работы. Найдя подходящий
интерактивный лист, нужно нажать кнопку «Use» / «Использовать»
чтобы лист скопировался в ваш аккаунт. Затем вы можете его
отредактировать, если есть необходимость. Рабочими листами можно поделиться с
другими учителями по электронной почте или в интернет сообществах. При создании
рабочих листов, удобно сопровождать их несколькими тэгами, что ускорит доступ к
ним.
Приведем
примеры типов заданий:
Open
Question - открытый вопрос. Можно задать размер поля, в который будет введен
ответ (1, 4, 8 строк). Ответ можно напечатать или записать в виде аудиофайла.
Ответы оцениваются преподавателем;
Multiple
Choice - выбор ответов из предложенного списка. В качестве вариантов ответа
можно использовать текст, картинку. Правильный вариант ответа задается
учителем. Проверка осуществляется автоматически;
Blanks -
вставка пропущенных в тексте слов. Проверка автоматическая;
Fill On An
Image - подписи на изображении. Можно задать ответы для автоматической
проверки;
Matching -
соответствие. Установить соответствие и соединить линией. Только текст.
Проверяется автоматически;
Table -
таблица. Количество строк и столбцов и содержание ячеек задается учителем.
Задание - вопрос или ответ;
Sorting –
сортировка лексического или грамматического материала, текстов, картинок,
аудио. Проверка осуществляется автоматически;
Embed -
вставка материалов и заданий из других сервисов по HTML коду. Например, можно
добавлять задания из Learningapps, Thinhlink, Slideshare презентации, Vimeo
видео, Google карты и пр.
Данный
сервис был опробован нами в работе и вызвал наше восхищение. Помимо выполнения
с его помощью рутинных упражнений и заданий для совершенствования и развития
речевых навыков и умений, этот сервис можно использовать и для подготовки к
экзаменам. Так, как на нем можно создать все виды заданий в формате экзамена,
включая устную часть, написание личного письма и эссе. Мгновенная обратная
связь с возможностью корректировать, комментировать, присылать задание на
повторное выполнение и предоставлять ссылку на просмотр всей работы выводят работу
учителя на совершенно новый уровень.
Однако, мы
далеки от того, чтобы считать этот сервис единственной панацеей для решения
всех учебно-творческих задач, стоящих перед учителем и учащимися. Онлайн
занятия только начинают входить в нашу жизнь. Необходим тщательный отбор
учебного материала, разумное дозирование и снятие языковых трудностей, чтобы не
переусложнить выполнение заданий и тем самым отбить охоту. Важно также
продумать систему поощрения и стимулирования учащихся, так как не все с
энтузиазмом готовы заняться самообразованием.
Примерами
рабочих листов могут быть:
Таким образом, использование образовательных
приложений способствует формированию большинства универсальных учебных действий
учащихся, таких как:
Личностные: готовность и способность обучающихся к
саморазвитию; сформированность мотивации к обучению, познанию, выбору
индивидуальной образовательной траектории; ценностно-смысловые установки
обучающихся, отражающие их личностные позиции, социальные компетенции; сформированность
основ гражданской идентичности;
Регулятивные: умения планировать свою деятельность и
определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного
результата;
Познавательные: умения структурировать знания, умения
контролировать и оценивать и процесс, и результаты деятельности, умения
самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и
поискового характера, умения выбрать критерии и основания для сравнения;
Коммуникативные:
умения интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное
взаимодействие и сотрудничество друг с другом и учителем, умения слушать и
вступать в конструктивный диалог.
Используемые источники:
1. Федеральный государственный образовательный
стандарт основного общего образования (http://standart.edu.ru).
2. Современные педагогические технологии основной
школы в условиях ФГОС/ О.Б. Даутова, Е.В. Иваньшина, О.А. Ивашедкина, Т.Б.
Казачкова, О.Н. Крылова, И.В. Муштавинская. - Санкт-Петербург: КАРО, 2015. –
176 с.
3. Степанянц О. В. Использование интернет ресурсов на
уроках английского языка//Английский язык. Все для учителя! – 2015. -№ (38) – С.2 -4
4. Эффективный онлайн конструктор интерактивного
рабочего листа [Электронный ресурс] /( http://didaktor.ru/effektivnyj-onlajn-konstruktor-interaktivnogo-rabochego-lista/#comment-340201)